Часть пятая. Наталья НЕЧАЯННАЯ, Татьяна ШЕИНА, Михаил ДЫНКИН, Евгений СМИРНОВ. Алексей ЕФИПОВ и Ирина РЕМИЗОВА
Четырнадцатая пара. Наталья НЕЧАЯННАЯ - Татьяна ШЕИНА
Наталья. Есть в психологии такое понятие - «Вторичная травма»… Прошу прощения за цитату - это «это трансформация, которая происходит с терапевтом или представителем другой профессии, работающим с травмированными субъектами, в результате эмпатической вовлеченности в работу с травмой клиента и ее последствиями…» У терапевта такая вовлеченность, такая эмпатия грозит эмоциональным выгоранием. Вот так… А не откликнуться - нельзя. На ТАКИЕ стихи - никак нельзя - это все равно, как равнодушно пройти мимо, когда кто-то погибает… И ты можешь помочь - только не проходи, остановись. А за это - в награду - выгорание… Уже который раз встречаются мне - такие девочки с ясными глазами, мера таланта которых - боль, и каждый раз в душе - протест и мольба - «Господи, помоги ей!». Протест - потому что нельзя так - чувствовать, нельзя так - писать, ведь это - на пределе. Мольба - о чем? Дать ей счастье? И лишить себя и других таких запредельных стихотворений? Тать ей броню - от боли? Но это - равнодушие… Господи, ты создал поэтов - чтобы они чувствовали и говорили - зачем? Чтобы они сгорали? Даже когда немолод, когда есть защита - и то - больно. Как защитить свою душу от сгорания - в девятнадцать?... «вот такое сиротство – наследственное клеймо. родилась всем чужая: подкидыш, дурная кровь. никогда не услышишь: «родная, пойдем домой», потому что таким не положены дом и кров…» Хоть сто, двести раз говорите о несходстве автора с лирическим героем - есть это сходство. Байрона тяга к этому сходству довела до Греции и ранней смерти, Лермонтова - до дуэли, Маяковского - до пистолета… Игры со Словом - это опасные игры - воруешь у Бога его право, его способность, часть Его силы. И - каждому - по силе его и по вере его. Свинцовую тяжесть неба на плечи. Выживи, Наталья.
Татьяна. Хорошие, добрые, «памятные» стихи - их хорошо читать на даче, в компании старых добрых друзей. Татьяна и читателей вовлекает в этот круг - старых и добрых. Бывает так - по стихам возникает чувство симпатии к человеку - свет какой-то, как будто перед тобой раскрыли душу нараспашку. И душа - светлая, добрая. Стихи Татьяны и читаются - с легкой, ностальгической улыбкой, ощущением тепла и близости воспоминаний. Спасибо, Татьяна и - нет, мы еще не постарели, ели пишутся и читаются такие стихи…
Пятнадцатая пара. Михаил ДЫНКИН - Евгений СМИРНОВ
Михаил. И здесь - диалог с Богом. А с кем еще говорить поэту? Только вот - ЛГ у Михаила - уставший, опустошенный, битый жизнью и проигравший уже не один спор с Богом, но - «…как тот еврей…» - продолжающий спорить, порой уже - по привычке. Уже и неважно, с кем спор - с Богом или его антиподом, порой - «поднимает к небу слезящиеся глаза и немедленно забывает зачем их поднял…» Хорошая подборка, прописана мастерски, только вот - мрачная, черная, что ли…Сегодня нет у меня брони, читать такие стихи…
Евгений. У Евгения глянулась - «Ёлка» - замечательное стихо! Задорно, на одном дыхании прописано - и - пощечиной для памяти - окончание. Как гвоздь вбил - и игрушки стали - ненастоящие…
Невеселая вышла пара, НЕ МОЛОДАЯ…
Шестнадцатая пара. Алексей ЕФИПОВ - Ирина РЕМИЗОВА
Злой я что-то сегодня, раздраженный… Не воспринял подборку Алексея - совсем. Ни одного стихотворения. Первое стихотворение - как там нынче пишут - «тема не раскрыта». Что подвигло автора так скорбеть? ЛГ взрослый уже человек, это явно - не первая его потеря …Что его связывало с «забулдыгой» - пусть в памяти, в детстве? Как-то пошловато прозвучало «В детстве Ленке гнусно "выкал"» Ну, не тот звукоряд - вы прочитайте вслух. Или - чтобы срифмовать с «выкл»? Неприятие стихотворения…
«Быдляне» - Начало - какое-то лирически - приукрашенное, дескать - сами мы, с Волги, неприезжие… Дальше, больше - ЛГ, как в старом французском фильме «Нет, я не выкурил последней сигареты» - «Шевельнулся слегка, вдохнул, затянулся по полной...» - не прикурил, а затянулся…видимо, не выпускал изо рта эту сигарету, пока его пинали эти…тоже местные…и - внимание! «Во рту на зубах облакаоблака хрустели соленым поп-корном…» Тут не только француская культура, тут и американский поп-корт вошел в быт приволжья… Или все-таки - для красивости?! Третье «Воробушек», «пиаф», по-французски, простите мне мою грамотность…Раз уж в стихо - шершеляфамы и Гаврош… И!? «…С глазами ребёнка, в тюрьме отсидевшего…» Боже ж мой! Его, наверное, ещё младенцем в тюрьму посадили, раз он - ребенком - уже отсидел… И - опять внимание! - «И над ним Экскаваторщик Поднимет Медведицы ковш». Помните «Ну, погоди!» - когда травмированный Волк в больнице бредит прорабом - Бегемотом, который несется вниз, на него, с криком - «Майна»? Вот - такие же ощущения от этой «красивости». Как строитель вам заявляю - если над Вами экскаваторщик поднял ковш - бегите - он маньяк! И гнать его надо - за нарушение ТБ. Простите, это - единственная подборка, в которой не смог найти для себя - ничего…
Ирина. Здесь - отдохнул душой. Метафор, сравнений - много, но они как-то к месту, в тему, в удовольствие. Хочется ещё перечитать, что с удовольствием и сделал. Образам Ирины веришь, и они - логичны, закончены - и вот здесь, как во всех хороших стихах - после прочтения удивляешься - как этого раньше сам не замечал, а ведь это действительно - так… Кстати - верста - до неба - образ, который уже встречался у одного из авторов этого конкурса. Видимо, образ настолько сильный, что не мог не прийти в голову… Автора - в «Избранное», стихотворение «Версты дождевные» - в свой, личный сборник любимых стихотворений.
Вот, тридцать две подборки…И сколько ещё авторов, достойных, хороших и разных! Честно говоря, не смог бы работать членом жюри - с таким количеством авторов и стихотворений. Это…не просто каторжный труд, это - сумасшествие просто… После такого количество прочитанных, осмысленных, понятых стихотворений - выгорание практически обеспечено. Поэтому и вчитывался - максимум 6-7 авторов в день. Но и удовольствие получил - несомненное. Спасибо за такую возможность - и организаторам, и авторам.
И - спаси Вас Бог - от равнодушия…