О конкурсных произведениях 1/8 финала. Часть первая.

"Коротко о себе.
Я - ноунейм. ФИО - абсолютно никому ничего не скажут в поэтических, да и просто в литературных кругах.
Просто читатель-любитель хорошей, неординарной поэзии.
Мужского пола.
С уважением, Доктор.".
В первой части, как, впрочем, и во всех других, мы поговорим о совпадениях во вкусовых предпочтениях. Не вина Доктора, что самые очевидные совпадения - еще и самые бросающиеся в глаза любому непредвзятому наблюдателю ТОП-16 "Кубка".
Менее явные совпадения - постараюсь пристально проанализировать в следующей части заметок.
86. "Свекровь"
Более "выставочный" текст - пожалуй, трудно найти во всем конкурсном массиве.
Это - определенно халва. Политая шоколадом, присыпанная сахарной пудрой и украшенная кремовыми розочками.
А если кому-то покажется не очень сладким - в "ласковый" набор входят все прелести так называемой "правильной" поэзии: уменьшительно-ласкательные, взглядо-небесные и нежнодушевные.
Если и этого мало - то вот вам в основе игра на баяне: вечно больная тема междусобойчика "девочек" про свекровь, поданная с правильной интонацией и хэппи-эндом.
Какая прелесть, согласитесь, эти "ножки-щепочки, ручки-веточки"? Невозможно не умиляться.
Наверное, жюри вспоминало все свои тещино-свекровьи неурядицы и потихоньку роняло слезу. Можно понять людей - ведь только что перед их взором промелькнули прекрасные видения райских садов наслаждения рахатом и лукумом и молочные реки с кисельными берегами для отдохновения натруженной совести.
Что касается поэзии, то мысль моя предельно ясна: выставляя на конкурс стихи - никогда не бойтесь их пересластить, а даже стремитесь к этому, поскольку судьи тоже любят сладенькое. Саму поэзию же, в высоком понимании этого термина, - оставьте в стороне, как удел маргинальных интеллектуалов, явно играющих вторые-третьи роли в судейском ареопаге.
93. "Клавкина высота"
Перед нами - ярчайший, в своей представительской нише, пример заурядной поэзии романтического соцреализма. Не того "соц", который "социалистический", а того, который нынче "социальный".
Впрочем, все основные достижения предшественника - "новому-старому" стилю удалось бережно сохранить и даже приумножить, добавив невероятные нюансы, невозможные в условиях СССР. А именно - безбоязненное, на грани с авангардизмом, употребление прежде запрещенного слова "Бог".
На этом, пожалуй, все основные достижения этого пост-соцреализма - можно считать исчерпанными, если не принимать во внимание многократное, навязчивое употребления слова "наверх" и возрождение незабвенной рифмы "чайник-начальник".
Все остальные составляющие для покорения сердец членов жюри в наличии. Это и ласково-атласное "небосолнце", и героическое преодоление "непреодолимого", и добросовестное блуждание в русском языке, в благородной попытке приукрасить слово "стрела", в корне меняющее предмет приукрашивания.
Позвольте Доктору повториться: судя по накопленной статистике на Балтии, сахар, замешанный на сахаре и приправленный сахаром - никогда не приедается судьям, вприкуску к сладкому чаю.
Единственное, что вызывает удивление Доктора - это отсутствие в тексте злой свекрови и аднаногой сабачки, так как "и сын, и кот, и баба Шурка" живописуются здесь полном объеме, наряду с: "и бывший муж, и новый друг, и старый враг, и хам-начальник".
Более плотного наполнения эпоса важнейшими для повествования персонажами - невозможно себе представить во всей русской литературе, пожалуй. Кроме, конечно, сказки "Теремок", и то все мы помним, чем там закончилась такая же славная попытка "преодолеть непреодолимое".
215. "Со странностями"
Вся прелесть этой зарисовки в том, что о ней и поговорить-то толком невозможно. Ни плохое, ни хорошее - к ней не прилипнет.
Комментаторы и жюри - в восторге. Детки - очевидно будут в восторге, если дать им прочитать. Даже бабушки, вероятно, поохают от восхищения.
Один Доктор недоуменно пожимает плечами, не в силах понять, с чьей легкой руки эта прелесть обошла конкурентов. Например - "Маятник". Там хоть поэзия есть, образность.
В нашей же "улитке" - ничего кроме "милоты" нет в принципе.
Доктор подозревает, что в жизни так оно и случается: умные коротают век старыми девами, а красивым - во все времена "под каждым листком - и стол, и дом".
Прав был старина Салтыков-Щедрин: "мотыльковая поэзия" не может не прельщать обывателя. Но как она может прельщать опытных членов жюри, вот в чем вопрос.
И единственное объяснение этому - сахар. Чайными ложечками, горстями, килограммами. Чем больше, тем лучше для конкурсной судьбы.
По большому счету - у Доктора принципиальных претензий к тексту нет. Хочется его поздравить с тем, что он с такой исключительной точностью попал в целевую аудиторию, очевидно доминирующую в составе жюри.
Будем с огромной радостью ожидать в будущем году продолжение банкета. Что у нас там еще не "опоэчено"?
358. "Ночь на Ивана Купала"
Осуждать подобное - словно в подземном переходе медяки воровать у нищего слепого попрошайки. Антигуманно по отношению к выборщикам, неуважительно по отношению к членам Большого жюри и бесчеловечно со всех других точек зрения.
И случись, вдруг, у Доктора такое некрасивое желание - к его услугам "миллионы" текстов на стихире: открывай любое такое же и удовлетворяй свою порочную потребность сколько хочешь.
Совсем не так здесь, на Балтии. Здесь право выбора принято уважать, что Доктор и делает, в соответствии с правилами.
Другой вопрос, что покажи Доктор этот текст людям, не вовлеченным в перипетии Кубка - например, представителям другого крупного конкурса - и скажи, что он вошел в ТОП-16, - уверен, выслушаю много интересных и разнообразных мнений.
Очевидно, что текст предназначен для людей изможденных непосильным умственным трудом. Изо дня в день вынужденных напрягать весь интеллектуальный потенциал во благо и процветание поэзии. Которым, в коротких промежутках отдыха, непременно требуется что-то легкое, радостное. и легкоусвояемое. Например - углеводы.
Совершенно, при этом, не имеет значения, что таким бездельникам как Доктор - явные вкусовые совпадения кажутся весьма показательными. Для общества, для страны, для культуры, для носителей языка - подобные вещи не могут являться случайностью, поинтересуйтесь у социологов.
Запрос "Хлеба!" - еще не звучит, но требование "Зрелищ, да попроще, да повеселей!" - актуален как никогда, на мой взгляд. С чем нас всех и поздравляю.
С уважением,
Доктор.
