20 Апреля, Суббота

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

"Когда поэты лукавят – музы молчат". Размышления Доктора

  • PDF

pismo"...В переводе с научного на русский, это звучит так: «В момент говорения/письма автор стремится к тому, чтобы осуществить нужные ему изменения в сознании адресата». Точка."...



cicera_IMHO

"Коротко о себе.

Я - ноунейм. ФИО - абсолютно никому ничего не скажут в поэтических, да и просто в литературных кругах.
Просто читатель-любитель хорошей, неординарной поэзии.
Мужского пола.

С уважением, Доктор.".


Часть первая. Разбег

Сегодня Доктор приглашает вас в самое интересное и волнующее путешествие, по его мнению. В путешествие по миру неизведанного.
Для начала – напомню уже довольно давно известный генетикам факт: способность к речи заложена в человеке на генном уровне, а «поломка» гена речи ведет к потере способности к связному высказыванию. У многих животных есть похожие гены, кстати, но человек - вне конкуренции. Существует мнение, что активный период развития речи начался 50-70 тыс. лет назад.

Теперь перенесемся на передовой край науки, но уже – лингвистики. Довольно продолжительное время ученые пытались остаться в рамках формальных процессов, когда – условно говоря - одному слову может приписываться большое, но конечное количество значений.

Но затем пришло понимание, что этот путь тупиковый, и никакое вербальное высказывание не может рассматриваться вне психических процессов, происходящих в сознании конкретного автора или конкретного адресата.

Казалось бы – интуитивно вполне понятно, что смысл не в значках на бумаге и не в издаваемых звуках, а в том, что хотел сказать автор и что смог уловить адресат, что тут нового и интересного? Однако, так уж устроена(работает) научная мысль – все нужно разложить по полочкам.

И вот, буквально вчера по меркам науки (2017 г.) – на рассмотрение лингвистического сообщества был представлен проект «Разработка коммуникативной модели вербального процесса в условиях кризиса языковой модели». Опуская обоснование (десять страниц мелкого текста) – суть ее можно передать следующим образом. Речь – это процесс коммуникации направленный на то, «чтобы добиться изменений в мыслимом коммуникативном пространстве».

В переводе с научного на русский, это звучит так: «В момент говорения/письма автор стремится к тому, чтобы осуществить нужные ему изменения в сознании адресата». Точка.

Пожалуй, впервые в истории лингвистики, эта наука признала анропоцентричность первичной и открыто сформулировала базовый постулат речи.

Речь (язык) – это инструмент, для внесения изменений в сознание реципиента.
.
Часть вторая. Прыжок в неизвестность

Какие еще выводы можно сделать из представленной первой части, кроме самого очевидного – поэзия, есть частный случай речи/письма, и направлена на изменения в сознании читателя(читателей)?
Давайте попробуем разобраться вместе.

Осознавая, что речь – это инструмент, заложенный в человеке на генетическом уроне, надо понимать, что как всякий сложный инструмент используется для определенной цели, так и речь – заточена на достижение конкретных целей.
С ребенком – мы разговариваем совсем не так, как со взрослым. С любимым – не так, как с руководителем. С иностранцем разговариваем на русском – иначе, чем с соотечественником.

Ясно, что в мозге происходят процессы выбора слов, стриктуры, интонирования и еще множества позиций, в зависимости от потребности. И не все этот процессы осознанны и контролируются пользователем.

Наблюдая за людьми страдающими расстройствами различных частей мозга, ученые пришли к выводу, что, с большой долей вероятности, процесс порождения высказывания выглядит так:

Мысль - Мотив (потребность высказаться) - образно-смысловая модель – формирование структуры - лексико-грамматическое наполнение - собственно высказывание.

На мой взгляд, в этой схеме совершенно не учтен фактор того, что речь – сложнейший генетический инструмент, оказывающий прямое влияние на весь процесс. Для того чтобы этот инструмент корректно работал, необходимо включение в цепочку порождающую высказывание такой категории, как «цель».

Чем цель отличается от мотива? Главное и основное отличие – цель всегда конкретна.

Мотив – родитель хочет, чтобы ребенок собрал разброшенные игрушки. Цель – приучить ребенка к аккуратности? Цель – прекратить игру, потому, что ребенку пора спать? Цель – наказать за сломанную игрушку?

Как видим, целей может быть больше одной и преследоваться могут несколько целей одновременно. Но, в любом случае, высказывание формируется соответственно этим целям.

Не существует бесцельных высказываний. Речь, как инструмент, просто не будет работать в таком случае. Даже плач младенца целенаправлен - донести до сознания матери вести о голоде, боли. Даже разговаривая сам с собой или сочиняя стихи «для себя» - человек неосознанно задает цели для высказывания. Напомним, что речь – производит изменения в сознании реципиента. В случае разговора с самим собой, целью, например, можно предположить попытку сбалансировать эмоциональный фон сознания или закрепить знания или изменить сложившийся образ мира/человека или удержать сознание от скатывания в безумие итд, итд.
В любом случае, осознает автор высказывания цель(цели) или нет, цель всегда присутствует, и цель - всегда конкретна. Без этого язык(речь) – не будет работать. На протяжении, примерно, пятидесяти тысяч лет – человеческая речь совершенствовалась в достижении идеала своего предназначения: произвести нужные изменения в доступном сознании.

Чем же так важна цель, в случае порождения высказывания? Именно в зависимости от целей(цели) языковой инструмент предоставляет пользователю не весть массив накопленных языковых данных, а конкретные решения. Например: «просыпайся» вместо «вставай», «путь» вместо «дорога», «хочешь мороженое?» вместо «съешь мороженое», «шествовать» вместо «шагать» итд.

В качестве примера неосознаваемой зависимости речи от целей, можно напомнить известный факт: нетренированный человек лжет или короткими фразами, чтобы не выдать себя невербально, или «забалтывая» , чтобы спрятать ложь в потоке слов.

Рассматривая сложные случаи целеполагания, надо понимать, что осознанная и бессознательная цели могут вступать в конфликт друг с другом. Как это может выглядеть применительно к поэзии?

Допустим, автор хочет написать хорошее стихотворение на конкурс. Это его мотив(потребность, желание). Для работы генетического инструмента - речи, требуется постановка конкретных целей по внесению изменений в доступные сознания, а не абстрактный мотив «хорошее стихотворение». Очевидной приоритетной целью (осознаваемой или нет) - будет внесение изменений в сознание читателей. Каких изменений? Изменений, доказывающих «художественность» или техничность стихотворения? Или изменений показывающих богатый внутренний мир автора? Или изменений призванных поддержать реноме фамилии? Или изменений способных синхронизировать чувственные ощущения?

Как видим, неосознанные цели могут довольно сильно конфликтовать или взаимодействовать друг с другом, что, безусловно, влияет и на презентацию, и на восприятие стихотворения. И во многом (если не во всем) – стихотворение зависит не от осознанного желания автора, а от воспринятых языковым инструментом целей.

Волевое же переключение целей - видится задачей трудновыполнимой, так как автор не в состоянии учесть все неосознанные цели. Тут можно рассуждать лишь о той или иной степени успешности.

И именно поэтому, говорить о стихах, написанных «для себя» - корректно только до того момента, пока автор не осознал возможность прочтения их другим человеком. Как только осознал – автоматически включается бессознательная языковая коррекция, и расчет идет на внесение изменений не в одно свое, а во множество сознаний. И это не зависит от желания автора - генетический инструмент так настроен. Он для этого эволюционировал на протяжении многих поколений.
.
Часть третья. Играем в Шерлока Холмса

Вообще, поиск и определение конкретных целей, которых добивалось авторское сознание/подсознание – штука довольно интересная, и подчас разительно отличающаяся от ортодоксальных толкований, таких как: замысел, композиция или образы.
Давайте немножко в это поиграем, на примере классиков. Современные стихи слишком сложны по технике и смыслообразованию, чтобы уверенно формулировать порождающие их цели , хотя, безусловно, это интуитивно вполне реально ощутить и там.
Поехали.
.
«Парус» М.Лермонтов.

В стихотворении чувствуется потребность в самоутверждении. В качестве приоритетной цели видится попытка убедить себя и других в способности автора на серьезные, жесткие (если не жестокие) поступки. Не менее важная цель – поддержать в собственном сознании зародившуюся уверенность в готовности совершать такие поступки.

* * *

«Я вас любил: любовь ещё, быть может...» А.Пушкин.

Целью поэтического высказывания видится поддержание собственного романтического образа поэта в сознании женщины. В качестве побочных целей просматриваются – стремление к этому же, но уже в глазах публики и сохранение хороших отношений с женщиной после расставания.

* * *

«Песня о буревестнике» М.Горький.

Основополагающими целями данного произведения – является потребность в возвеличивании(героизации) собственного «я», посредством унижения оппонентов и укрепление в сознании соратников их общности (стайный инстинкт). Побочная - и явно неосознанная – корректировка баланса позитив/негатив в сознании, путем сброса негативных эмоций на противников.

С уважением, Доктор.


cicera_IMHO_TERRIT






.