16 Апреля, Вторник

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Елена ШИРИМОВА. "О подборках Полины Орынянской, Валерия Поланда, Софьи Ролдугиной и Сергея Смирнова"

  • PDF

shirimovaПродолжение обзора подборок, не вышедших во второй тур, но получивших лауреатство...


Орынянская Полина, Балашиха (Россия). "Был скверный день"  

Старушки не всегда бывает ангелами, но почему-то безоговорочно верится в эти поношенные нимбы.

Стихи Полины вызывают светлые чувства, я буду и дальше читать их, поскольку ощущаю некую близость ее мироощущения со своим собственным. Полина – автор с разнообразным творческим инструментарием, любовью к точным и ярким метафорам. Да, ее стихи негромкие, не кричащие, без эксплуатации сентиментальных тем. В них нет словесной эквилибристики, элементов абсурда или сюра, которыми любят украшать свои тексты современные авторы. Но даже обычный, неподготовленный читатель без напряжения воспримет эти стихи, почувствовав их высокую внутреннюю культуру. Это тот случай, когда блестящая образованность (она чувствуется) не превращает поэтический продукт в заумь, понятную лишь избранным. Позитивный настрой, открытость миру, чувство меры, сочетание простоты и изысканности – черты, которые характеризуют поэзию Полины. Я очень люблю меткое поэтическое высказывание и в стихах этого автора нашла такие:

«Сидят старушки в вязаных беретах,
Похожих на поношенные нимбы»

«Грустили лодки на цепях – не вырваться на волю»

«…Деревья были ню –
дешёвые натурщицы в мансарде
художника, входящего в запой»

В стихах, помимо прочего, часто звучат этнические и мифологические мотивы, но это не старые сказки на новый лад и не псевдонародное творчество, а собственные оригинальные композиции. Вот, например, какая красота:

«Когда весной из леса тянет прелью
И дым костра доносит горький ветер,
Мне хочется идти, идти просёлком
На Русский Север, где монастыри
Стоят на месте капищ позабытых,
Где тёплый ягель нянькает бруснику
И рыжих сосен тонкие стволы
Родят янтарь, играющий на солнце…».

А вот это мне просто очень понравилось, приведу целиком:

«Старик

…Старик бормотал, рассыпая ошмётки фраз.
Он был долговяз, бородат и довольно дряхл,
Космат, словно спорил со всеми ветрами враз,
И сед, как полынь на заброшенных пустырях.

– Ты думаешь, будто я старый безумный бомж.
Шарахнулась в сторону, только присел на край.
Да я необидчив, чего там, но, хошь – не хошь,
Я всё же задумаюсь, брать ли такую в рай.

А вот тут недавно хотел поболтать с одним.
Бормочет: «О господи…» Думал: признал, сынок!
А он – наутёк... А душа до сих пор саднит.
Выходит, на деле не так вам и нужен бог.

А помнишь? Бывалоча я преломлял хлеба!
Вот крошки остались… Дырявый карман – беда!
Не хочешь? Ну, гулюшкам… Ладно, бывай, раба…
Поднялся старик и пошёл не пойми куда…». 

У Полины высокий потенциал, это видно даже по трём представленным в подборке стихам. Возможно, будь я на её месте, вместо второго текста подобрала бы что-то более броское и запоминающееся. Однако, поскольку мой вкус может мне изменять даже при формировании собственной подборки (проверено), ни на чём настаивать не буду. В конце концов, четыре рекомендации и отметка членов жюри говорят сами за себя.

Поланд Валерий, С-Петербург (Россия). "Не про рыб" 

Мне, как любителю городской лирики, следовало обратить внимание на эту подборку ещё раньше, но почему-то я увидела её только сейчас, когда стала анализировать произведения лауреатов. Рада познакомиться с интересным автором! Стихи Валерия требуют не беглого, а более пристального прочтения. Тогда в них, на первый взгляд простых, открываются тонкие нюансы.

«Чужая жизнь сыграет блиц, вспорхнув с насиженных страниц, в окне фонарь оживший скроется» – тут явственно порхают бабочки Набокова, а фонарь это, наверное, светлячок.

Правда, для меня оживший фонарь – персонаж из другой «оперы» (из мультфильма Хаяо Миядзаки, а он, в свою очередь, является отсылкой к символу студии «Пиксар», а «Пиксар» – это фабрика грёз. Вот в какие дебри меня занесло). Но тем и хороша многослойная поэзия, что позволяет без труда увязывать между собой разные культурные коды. Если при этом не получается диссонанса – вообще замечательно. Поезд и проводница тоже очень символичны и наполнены разнообразными ассоциациями, а к штампованному белью я испытываю ностальгические чувства, в чём уже признавалась.

Одним словом, советую почитать и поразгадывать в своё удовольствие стихи Валерия Поланда:

«Зима, за окнами метель.
Вагон, со штампиком постель,
и проводница синеокая, -
реальность нынешнего дня,
и день готовит для меня
коктейль из чая и Набокова.»

«Трамвай блуждает налегке,
кренясь при каждом повороте,
собака лает вдалеке,
фальшивя на высокой ноте…

… И, доверяя жизнь свою
кривой, где путь незабываем,
иду, нащупав колею,
за заблудившимся трамваем.»

«Капля дождя, долетевшая до земли,
станет последней точкой в пейзажном тесте,
Площадь Восстания чуть опустеет и...
Лиговку с Невским быстренько перекрестит.»

В последнем четверостишии такой прекрасный эффект, когда пассивное действие переходит в актив, ведь Площадь Восстания находится на перекрёстке Лиговского и Невского проспектов. То есть она их, конечно, перекрещивает, но вот это «быстренько» выводит смысл на какой-то очень весёлый уровень. Мой любимый анекдот: «Упала ложка на пол и давай валяться». Когда я вижу этот приём, просто душа радуется. Используют его немногие и нечасто.

Поздравляю Валерия с «лауреатством» и желаю ему радовать нас своими поэтическими находками и далее! Судя по отсутствию ссылок на прежние конкурсные подборки автора, это его дебют в текущем состязании и вообще на портале.

Ролдугина Софья, Подольск (Россия). "Сады и пустыри" 

«В его стихах что-то цветёт гелиотропом» (с).

Подборка обращает на себя внимание с первого текста про книжника и сластёну. Непривычные для любовной лирики образы, и это – плюс, но как-то для меня они маловато раскрыты. Осталось загадкой, почему сластён без очереди пускают, и куда (в рай?). Кроме того тут небольшая смысловая неточность, возникшая из-за способа построения фразы:

«Она ж тебя - как первый набор конфет в монастыре воспитанная сластёна» – открывала конфеты в монастыре или была воспитана в монастыре? Для смысла это, может быть, и неважно, но меня почему-то сбивает.

Второй текст показался более выдержанным, а третий – таким экспериментом с формой, весьма необычным. Но так же, как и в случае с Полиной Орынянской, мне подумалось, что Софья представила не самые яркие образцы своего творчества. На странице автора в сети – всё больше прозаические произведения, но я заглянула в подборку с одного из предыдущих конкурсов, которая называется «Штрихи», и портрет автора проявился более отчётливо. Эти стихи – просто готовые песенные тексты для какой-нибудь молодой прогрессивной рок-группы. Тексты с сильной энергетикой (которая при этом не подавляет), живые, несколько угловатые, что придаёт им своеобразный шарм. Автор не устаёт искать новые формы, инструменты и эффекты, а это всегда интереснее, чем автор, от стиха к стиху отрабатывающий одни и те же излюбленные приёмы. Вот моменты, которые мне понравились больше всего:

«Ты открывал её, будто святую книгу,
Глазами ел и пальцами льнул к страницам.
О, рыцарь слова, хранитель пустых реликвий -
И просто рыцарь.

Она ж тебя - как первый набор конфет
В монастыре воспитанная сластёна:
О, тёмный мусс, орехи... И взгляд в канве
Горчаще-тёмной.»

«...Мне чудится сон: я спускаюсь в притихший сад,
Там яблони сохнут в коконе жёстких лоз.
Тянусь рукою: лимонник, вьюнок, мускат?
А чёрный шип пробивает ладонь насквозь.» 

«Я столько раз переживу зиму, что пустота меня внутри съест, и вот однажды под цепным ливнем раскину ветви до земли - в крест, в последнем выдохе ветрам вторя, последнем семечке летя - въявь...
Оно, конечно, поплывёт к морю.
И прорастёт чуть дальше, чем я.»

Буду надеяться, что в следующем конкурсе Софье повезёт больше. Но я бы хотела видеть подборку, в которой все три стихотворения обладали бы равной (большой) ударной силой. Уверена, Софье это по плечу. И не хотелось бы, чтобы пророческими стали строки автора:

«Он никогда не войдёт в элитарные "шорты" и "топы",
не понравится толпам,
к нему не то, что не зарастут - не протопчут народные тропы».\

Смирнов Сергей, Кингисепп (Россия). "Бестиарий"

Сергей у меня давно в «избранных», мне очень нравятся его стихи. Это взрослый, серьёзный поэт, творчество которого как-то даже неудобно разбирать – что скажешь, если тексты хороши? Подборка, начиная с названия, продуманна и органична. Стихи вполне раскрывают и авторский мир, и авторский взгляд, они полны тонких аллюзий. Дух Заболоцкого если там и витает, то одобрительно кивая головой.

Особенно мне понравились первое и третье стихотворения, но и второе, про офисный планктон, к коему я себя причисляю, тоже очень симпатично. Мне показалось, что это такая колыбельная для конторских работников. Господь, прогнавший людей, трогателен и мил.

Мистическое животное паук не спит, а мечтает об Арахне. Интересно, какой была эта своевольная девица? Я даже миф о ней перечитала под влиянием стихотворения Сергея – вот как действует движущая сила искусства. Глядишь, скоро стану эрудитом, разгадывая шарады умных поэтов.

Отступая немного от темы, хочу сказать, как важна начитанность для восприятия современных литературных произведений. Банальная истина, но вот недавно я прочла про деятельность Яна Гуса, а потом мне случайно попалось на глаза стихотворение одного современного поэта, которое я раньше читала, но не могла понять, о ком оно. А теперь этот текст заиграл новыми красками. А когда я ещё и памятник увидела в Праге, о котором в стихе тоже сказано … В общем, дорогие любители поэзии, для достижения катарсиса читайте и путешествуйте!

А вот мои любимые фрагменты из стихов Сергея Смирнова:

«Вернувшись в дом, расстроен и растерян,
он раскрывает старенький гроссбух
и имена животных и растений
твердит по буквам, повторяет вслух.

Ах, как звучат чарующе при этом
и "дрозофила", и "родохитон".
Адам был, без сомнения, поэтом...
Но изгнан со своей подругой вон.

И нет ни собеседника, ни друга,
и в душу проникает стылый страх,
и больше никого на всю округу,
лишь змей ползёт на брюхе, роя прах.»

«Там, где роится офисный планктон,
в тиши и неге тёплого затона,
по Дарвину живут, не по Платону,
над всем царит естественный закон.
Там ночью бродят тени по стене:
киты финансов, бизнеса акулы –
мелькают плавники, косые скулы –
создания, пришедшие извне.»

«Голые ветви рисуют вокруг фонаря паутину,
блёстки и слёзки украсили жемчугом тонкие нити,
а светоносный паук, безобразная божья скотина,
тянется сердцем холодным к луне, что застыла в зените.»

Думаю, для Сергея шорты и топы – отнюдь не вопрос престижа. Да и сколько было их и будет…

На этой оптимистической ноте позвольте мне закончить. Спасибо, что дочитали до конца и вытерпели мою многословность. Надеюсь, мне удалось пробудить у читателей интерес не только к конкурсным подборкам, но и вообще к творчеству упомянутых мной авторов.

Они того стоят.

 

 

 


.