29 Марта, Пятница

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Анна Маркина. "Кубок Мира - 2014. Плей-офф. 1/16 финала. Мой выбор". Часть первая

  • PDF

markina_obzorЯ тут, наконец, добралась серьезно прочитать все 34 и выбрать из пар.  Стала набрасывать для себя пометки. И как-то они начали превращаться в раздумья по поводу. И это, конечно, ИМХО, и никого вразумлять я не претендую. Но поскольку любому автору приятно прочитать что-то про себя (даже если это одно сугубо мое личное мнение), я, пожалуй, накидаю, записей, как и почему я делаю свой выбор…

ПАРЫ 1-9


1 пара

Конкурсное произведение 238. "Итака"

Конкурсное произведение 260. "Возвращение в лабиринт. Адониада Ариадны"

Безусловно, "Возвращение в лабиринт. Адониада Ариадны". "Итака" мне совсем не нравится, совсем. Не понимаю всеобщего расположения и отданного Мишей первого места. "И сто островов тебя бросают за борт" - это уже как-то для меня несуразно. Оно хорошо общей интонацией, одухотворенностью общей и заразительностью. Но при этом, на мой вкус, неслаженное ужасно. Такое завораживает общим фоном, а начнешь разглядывать детали – мама дорогая. «где женщины и что-то о» - это коряво. Как киты относятся к гомеровским сюжетам? «Знахарь», который «в знакомую впадает колею», «подбить бока, как клинья»??? Игра с «вода-водить» была уже тысячу раз.   Почему «итака близка непростительно», если она наоборот всюду мыслится как символ долгожданного возвращения? Я понимаю, что хотелось поиграть на «Итака – и так», но данной игры так и не свершилось. Надо отметить для справедливости, что вторая половина лучше, там интересные чинары, пережженный сахар, вязальные дела – хоть какая-то, не рвущая мои представления о речи, конкретика. "Возвращение" гораздо приятнее, но... у меня от него не остается ощущения личного, берущего за душу. Как будто автор может писать на любую тему, конкурсный такой автор. Но хороший =). От победителя я жду откровения, обнажения души, а не добротного, комфортного письма на тему…

2 пара

Конкурсное произведение 126. "Вроде кот"

Конкурсное произведение 9. "Горелка Бабингтона"

Все-таки «Горелка Бабингтона». Она мне давно глянулась. Очень ритмически запоминается. Выглядит нездешним, свежим, такие стихи всегда составляют тут часть, которая не набирает большое число голосов при отборе, но которая не менее, а то и более интересна, чем те работы, что вкатываются в лонг под фанфары. Мне, разве что, выход из стиха кажется недостаточным. Хотелось бы чего-то, что бы уводило стих ввысь, а концовка никуда читателя не уводит, ничего не отрывает, эмоционально не вскрывает. Разве только удивительна. И все же недостаточна. «Вроде кот» очень обаятельное стихотворение. Но оно и оставалось бы для меня в разделе просто обаятельных, если бы не очень серьезная концовка. Если бы не появлялся «вход в темную душу» - как нечто настоящее, истинно авторское. Здесь игровое содержание (а оно действительно игровое по большей части – придумываем тему о заведении кота и раскручиваем ее на пять катренов за счет общего мастерства) переходит в важное и личное. Но все же по совокупности заслуг, за свежесть я выбираю «Горелку».

3 пара

Конкурсное произведение 164. "Чаепитие"

Конкурсное произведение 150. "Хозяин"

Точно, «Чаепитие». Но меня не оставляет ощущение, что чаепитие писано быстровато. Есть как крутые места, так и проходные. Отлично: «заварка, ползающая по-горьковски на дне», «домик, доживающий себя до ничьего» (синтаксически крайне интересно), «тебе терново» (окказионализм башнесносный), «столица, оканье счищающая с языка», «кривые, сколько ни криви» и вся последняя часть прекрасна. Но таксебешен вход, первые 4 строки не очень, «ложка по колено» не точна, ибо верхняя часть ложки, которой размешивают, колено ну никак не напоминает, «чернота, тайно предающаяся шепотне» - перебор с абстрактными существительными и наречие явно не то, «домик грехи отсопит» - грешащий дом в мое мировоззрение не укладывается -), «Но сменяешь парочку обновок\ На дуэт ночных перестановок.» - вообще не понимаю этих двух строк, что за дуэт перестановок, как можно обновки на них менять – вроде хочет быть сказанным, что вместо покупки новой мебели, легче старую переставить, но сказано неаккуратно, «столица-телица» от рифмы приплыло, а не от похожести, «ты… не слег под чемоданом» - непонятно, это к «духу» или лг сам к себе, но в любом случае лежание под чемонданом странно; «В истине, как два грача в навозе» - тьфу, я онтологически против! Нельзя истину мешать с навозом, нельзя.  Но в целом стих очень достойный. «Хозяин» мне не особо нравится. Написано толково, но по сути в нем нет глубины и настоящей жизни. Фантазия на тему. Судя по началу – это душа застряла между мирами и постепенно стала подобием домового, и когда веник перед нею, ставшей уже некоей сущностью, положили, обрадовалась и встрепенулась. Ну как-то не так мне представляется судьба души… И даже если речь просто о домовом шла, а о душе я неверно поняла, кто там и между чем застрял, я лучше пойду по поводу всяких леших, домовых Сологуба перечитаю. Там мировоззрение органично заплетается в строки. А здесь нет. Здесь похоже на еще одну фантазию по поводу. Легкомысленно все это выглядит.

4 пара

Конкурсное произведение 180. "Дядя Г."

Конкурсное произведение 176. "Безымянное"

Хорошая пара. «Дядя Г» - отличное стихотворение, о котором даже нечего сказать, такое оно отличное. И задумка интересная, и исполнение аккуратное и без излишеств, с одной стороны, с другой стороны, - трогательное. «Безымянное» - хорошее стихотворение. Но есть у меня некоторые сомнения. «Считать укос» - это несколько криво. «Трамвай, похожий на ящик» - хорошо, особо в ритме, но откуда взялся «плащ из плюща» на трамвае? Хотя по звуку он хорош. =) «Сны – россыпь рубинов» - это подрифмовалось не слишком удачно, даже «сны – россыпь драг камней – это сомнительно», а рубинов еще более. Решение стиха за душу берет. То есть я совсем не ожидала, что так оно обернется, что вот оно к чему шло, что нет уже героев, не по себе становится. Итого, «безымянное» вышло пронзительным, но инерция в нем великовата из-за чего всплывают неточности. И я за «Дядю Г».

5 пара

Конкурсное произведение 175. "Без слов"

Конкурсное произведение 24. "Когда наступает время"

Моя любимая пара. В том смысле, что не хочу отсюда выбирать. Хочу оба стиха видеть в полуфинале, как минимум. Но жребий слеп. «Без слов» - глубокое, настоящее стихотворение о нашей с вами жизни, о нашей стране. Вот помню, как Елена Рышкова в комментариях в фб писала, что чемпионат этого года принес стихи, тяжелые по настроение и страдательные по содержанию. Что напрямую это связано с условиями жизни. Вот этот стих кажется мне как раз точным выражением нашей национальной терпеливой горечи. Автору мой респектище. «Когда наступает время» очень трогательно. Я его перечитывала много раз в течение конкурса. В нем нет ничего запредельного, но оно вышло безмерно очаровательным. Единственное, хотелось бы все-таки более сильного решения в конце. Хотя рубашки-хранители ангелоподобные - это тоже интересно. И все же чуть-чуть в конце я чувствую, что мне как читателю недодали. А еще есть у меня одна мысль, которую сложно изложить в двух словах, о том, почему я все же не выбираю этот стих. Есть некие эмоционально-интонационные законы, которые невозможно описать, но которые усваиваются на слух, как формулы, и которые легко воплотить автору при наличии слуха. Они гарантируют, что любая строфа в эмоциональном смысле будет трогать читателя. Их использование с одной стороны гарантирует успех, с другой, уменьшает авторскую самобытность. И вот эти законы в данном произведение усвоены как формулы и применены. В нем в интонационном смысле хотелось бы больше авторского. Я долго ходила и думала, что же мне этот стих напоминает. А потом вспомнила, что у меня был стих, написанный в том же размере и один катрен там заканчивался строкой «а может им так нравилось и казалось». А здесь вот это «рубашкам тоже так нравилось и казалось». И дело не в случайном пересечении, а в том, что использована общая интонация. Но это уже, наверно, мои совсем не понятные никому размышления. Вообще оба стиха прекрасны. Но все же я за «без слов».

6 пара

Конкурсное произведение 151. "Бесогон"

Конкурсное произведение 197. "Сижу и ставлю..."

Мой выбор в пользу «Сижу и ставлю». Однозначно. Потому что «Бесогон» лично мне видится написанным на сплошь заимствованной интонации. Поэт – это ведь во многом найденное и выработанное собственное виденье языка и технические отличия, поддерживающие особенности авторского мироощущения. Где все это в «Бесогоне»? Здесь нет ничего своего, жежешное письмо, как я его зову. При определенной практике любой, имеющий поэтический слух человек, может длить такое простынями. И легче всего взять какую-нибудь неличную тему, сюжет, не касающийся страдающего, испытывающего мир и себя авторского Я. Вообще весь обзор я пишу, подразумевая, что в лонг вышли стихи, которые созданы на определенном уровне, сюда не попадают авторы, которые не умеют писать. Все умеют. Но вопрос о том, сколь их письмо индивидуально, все равно стоит.  И для меня стоит в первую очередь. Давайте покажу детально: «Хозяйка вышивает гобелен. Хозяин на охоту снарядился. Собачьи дети девяти колен убиты были, чтобы он родился.» - пока имеем просто зарифмованный сюжет. Ничего интересного с языковой точки зрения.  Дальше «Вонючей тиной заросли мешки – в них матери, сыночки их и дони. Им хорошо. Они на дне реки. А он один, в сыром подземном схроне.» - Здесь мне нравится и очень нравится, что лексика набрана разнообразная и яркая, она придает самобытности («дони», «схроне»). Не нравится все остальное. Не нравится «вонючая тина», потому что я жду от эпитета не смыслового дублирования, а, наоборот, отведения эпитета несколько в сторону, неожиданности эпитета. Мандельштам затем мандельштам, что лавр у него «остроласковый», что сердце можно растереть на куски «синего звона». А «вонючая тина» - это проза, это итак ясно, что тина вонючая. «Схрон» ожидаемо «сырой». Это внешне правильные прилагательные, но поэтически бессильные. И опять с точки зрения языковых находок – пустые 4 строки. Далее снится свобода, и она предсказуемо воплощается в «сад, облака, птиц, играющих щенков…». «Ничуть не ожидая» - «ничуть» размерная затычка. Не могу проследить весь стих, будет громоздко, но выйдет далее примерно то же: мы имеем неплохо срифмованный сюжет, который весь выписан по заученной формуле и лично мне интересен разве что лексически. Я сама, когда начинала, писала именно так и, честно, приходя на какой-нибудь семинар не могла смекнуть, почему это не воспринимают всерьез. Путь к себе – очень нелегкий путь.

«Сижу и ставлю» - очень хорошее, очень точное стихотворение. По строфике интересное и по ритму. По мировоззрению интересно. Здорово сформулировано, как «Босх загромождает полотна подробностями мук», «стих» как «прореха жизни», «слова как почки на прутике строки», «желтый лист, как старик»… да много всего. Вот здесь как раз бери любую строфу и в ней каждое предложение будет индивидуально-авторским. Словом, мне очень импонирует, как это написано.

7 пара

Конкурсное произведение 279. "Волхвы и Василий"

Конкурсное произведение 106. "Седьмой фут"

Вторая любимая мною пара. «Волхвы и Василий» у меня вызывают просто щенячий восторг. Это, конечно, риск взять и прислать волхов в какую-то просто-деревню-мля, к хмурому пьющему Василию. Но прямо с первой строфы захватывает, с одной стороны, игривостью, с другой стороны аллюзионной (если так можно выразиться) наполненностью. Игривость, понятно, и в ритме выражается, и в иронии. И в самой искусственно-зачинной форме. Но интересно, что сразу приходит в голову и «а может быть ворона», и некрасовские «заплатово, дыряево…». Это утолщает ткань стиха. Простите мне эту вычурную метафору. Здесь можно обращать внимание на очень многие отдельности, которые в общем дают ощущение своебычности авторской. «Косые взгляды косых соседей» - «косые» омонимичны и можно всяко понять, почему так обозваны соседи. Отличная игра. «гоняют чифирь и мячик» - интересная зевгма. Базилевс с Лепсом в деревне, где должны бродить медведи, все это разведено в библейском сюжете – это какой-то сумасшедший компот. Но сваренный осознанно и с большим вкусом. Дары волхвов оказываются упакованными в шуршащую подарочную бумагу. Когда Василий рифмует звезду – это ведь автор смеется и над собой. «Ангел, крылатый, как х-102»... Не буду больше раздергивать на строчки. Интересность этого стиха прежде всего в том, что читатель может интерпретировать его по собственному разумению. Кому-то он покажется чуть ли не ересью, кому-то скорбью о встречающемся человеческом неверии, кому-то насмешкой над сумбуром нашего времени, когда все перемешивается в головах и приоритеты не расставляются, а все существует вместе со всем – и волхвы и кальвин. Я буду решать его для себя, чего и читателю желаю. Мне очень импонирует этот хулиганский, но прекрасный стих.

«Седьмой фут» - этот стих для меня тоже один из фаворитов. Жаль, безмерно жаль, что жребий так рано заставит одно из произведений вылететь. Это пример стихотворения, где лг не приближается к образу автора (да это и невозможно в данном случае =)), но при этом стихотворение видится личным, в сюжете проявляется авторский мир. И этот мир хочется познавать. Вот о таком раскрытии я говорю, когда речь заходит о том, что от стиха победителя я жду личного, искреннего и своеобразного. Хочется прочитать автора еще, и я непременно после чемпионата прочитаю. Аккуратное отношение к слову, сложные метафоры, уложенные в простую форму. «Чугунные ресницы», которые не заслоняют от солнечного света – ну, это здорово-здорово. Сложно проведенный через несколько длинных строф образ дома-корабля, притом очеловеченный. Да и всякий, даже ненадолго, появляющийся персонаж выходит живым, что котенок, что велосипед, и вызывает сочувствие.

Я выбираю «Волхвов» за храбрость. Но и «седьмой фут» прекрасен, за него тоже буду болеть.

8 пара

Конкурсное произведение 76. "Провинциальное"

Конкурсное произведение 87. "Сад"

«Провинциальное» мне очень нравится. В кои-то веки могу сказать, что мнение мое полностью совпадает с общественным, и стих стоит многочисленных комментариев и внимания, ему оказанного. В нем все идеально. Разве кроме «хлесткой» пуповины. Для меня эпитет сомнителен. В остальном – здорово. Чувствуется и жизненный опыт, и мастерство, и обширность\объемность темы. Самое интересное в нем, наверное, умение автора подмечать детали. Старый ковер с оленями как предмет отживающего быта, там же Че Гевара, сказочная трын-трава как символ исконного, народного. Это все наполнено и тоской, и светом, печалью о заброшенном захолустье, которое – тип и род жизни нашей угрюмой большой страны, и в тоже время привязанностью родственной, коренной к земле нашей.

«Сад». На самом деле, очень хорошее. Очень. Оно, знаете, похоже на вышивание или плетение. Слово-стежок, слово-стежок, и вот складывается большая, многоцветная картина, в которой много всего: запахов, ощущений, звуков, памяти о живом. Из разрозненных, оброненных слов складывается и судьба героя и его семьи, и ощущение пространства – красиво остывает черемуховый снег, проливается весна (было бы неинтересно, если бы она разливалась, но когда на пролитой весне остывает снег – это классно), в небесной люльке звезда шевелится… Красивая анафора «безветрие бессмертие безвинность». И несмотря на присутствие в стихе тяжести, угрозы, смерти оканчивается все возрождением. Мудрое стих-ие, красивое, чистое.

Отличная пара. Обоим авторам желаю удачи. Раз условились выбирать, выбираю «Провинциальное». Но в данном случае, могу сказать, что оно просто по способу виденья, по исполнению более мое.

9 пара

Конкурсное произведение 220. "Не отпустила"


Конкурсное произведение 178. "Яблочный пирог с корицей"

Я за «Не отпустила». Без сомнений. Стихотворение хлесткое, тяжелое. Размер выбран не простой, но удачно поддерживает идею. Интересно технически выполнено, рифмы  нетривиальные, много составных. Размер сложен тем, что четные строки коротки, непросто в них вписываться, а у автора получается. Но есть места, которые не полностью меня устраивают: «Быстро взрослелось в черной рубахе той» - несколько искусственно выглядит и черная рубаха, в которой, не переодеваясь, взрослеет лг, и инверсия. Я люблю составные рифмы, но иногда они выглядят манерно и притянуто – вот и в данном случае так. Сложно с ними не перебарщивать. Первая половина следующего катрена хороша. А вот: «ниже к земле без единой жалобы – небо ближе.» - хуже, «ниже-ближе» по-соседству подрифмовываются, да и непонятно, почему, если рядом с землей, то небо приближается. Вот если бы он в космос улетал =). Очень хорошо небо, уставшее и державшееся на 3х избах (значимая деталь, после которой и говорить больше не надо про место, в котором живет лг, ясно, что и глушь, и тяжесть, и заброшенность). А вот «под конвоем» в смысле сопровождения – не совсем точно. Создается чувство нарочитого нагнетания, утяжеления того, что и так тяжело! «И тишина ртом немым перекошенным» - то же самое. Вроде бы все хорошо, но опять для меня – передавлено немного. Я бы хотела, чтобы тишина немая ощущалась между строк, а в меня итак каждой строкой будто гвозди забивают, но еще и между кувалдой бьют. «Перекошенный рот тишины» - не должен быть в тексте, тишина должна ощущаться за конкретными деталями. Далее все здорово. Стих у меня одновременно вызывает и восторг, и какое-то отторжение. С одной стороны, я чувствую его силу, чувствую, что каждая строка в нем – как удар хлыста. С другой, мне хочется, чтобы в нем было меньше этой тяжести, этой нервности, больше жалости, любви и сочувствия. Тогда оно было бы не просто хорошим, а великим. Иногда, чтобы говорить о чем-то очень важном, о чем, кажется, можно только навзрыд и напрямую, надо взять и уйти в другую плоскость. Отсюда и мои больничные слоны (простите, что сравниваю с собой, просто сама пыталась и прямо, и непрямо – и второй путь иногда правильней).

«Яблочный пирог с корицей». Для меня здесь та же история, что и с «Бесогоном». Просто зарифмованный рассказ о том, как лг пекла пирог. Ничего своего с точки зрения языка и интонации. Подробно я пыталась объяснить ранее уже, почему мне не нравятся такие стихи, так что здесь не буду повторяться. Не удивлюсь, если это работы одного автора.


Продолжение следует… 


.