08 Мая, Среда

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Владимир Гутковский и Вадим Герман. Кубок мира – 2013. Одна четвертая...

  • PDF

German_Gutkovski_2 Сегодня они говорят по-отдельности. Но говорят - об одном. Имя этому "одному" - четвертьфинал нашего Кубка. И не только...

Владимир ГУТКОВСКИЙ

Gutkovskij_Vladimir

ПЕРЕД ОДНОЙ ЧЕТВЕРТОЙ

Не пора ли нам подвести итоги, дорогие друзья?

Предварительные, разумеется.

Но без выразительного названия для подобных рассуждений просто не обойтись.

Я придумал такое: «Тенденции и перспективы». Красиво, правда?

А потом решил, что это слишком пафосно. И не к месту. Будет еще возможность (даст Бог!) употребить его по другому поводу.

А пока ограничимся более скромным и отчасти оксюморонным заголовком:

«Промежуточные итоги». Тоже красиво.


 К делу.

Что же мы видим и слышим после двух этапов конкурса и на подступах к четвертьфиналу.

Да, всё то же.

1. Нарекания на «спортивный» принцип

Как противоречащий поэтическому творчеству, по сути.

И, действительно, многих серьезных стихотворений мы не увидели уже среди 32-х.

Далее, целый ряд пользовавшихся широким вниманием и поддержкой текстов отсеялись на последующих этапах.

И вот теперь осталось только восемь из многих, вышедших на старт.

Это и есть «спортивный» принцип в действии.

Что можно сделать? Посочувствовать своим фаворитам.

Что посоветовать авторам? В следующий раз представлять более «проходные» с их точки зрения произведения. В смысле, более заурядные. Может, и пройдут.

И самый радикальный способ.

Не участвовать. И не разочаровываться.

И отвергнуть основополагающий олимпийский принцип: «Главное не победа…»

Но помните все же о читателях. Без ваших произведений, доставляющих поэтическое наслаждение и вносящих какую-никакую интригу, их конкурсные будни обесцветятся и станут намного заунывнее. То есть, все-таки участвуйте. Несмотря на разочарования и поражения.

Это нужно и вам, и им. А как это нужно комментаторам и обозревателям!

 

2. Нарекания на решения жюри

Это тоже не новость.

Я уже много раз говорил – не существует жюри как единого органа и организма, как коллектива единомышленников со сходными эстетическими воззрениями и человеческими пристрастиями.

Если бы они еще собирались вместе и спорили до хрипоты прежде чем принять решение.

Да нет, голосуют они в разное время, в разном телесном состоянии и душевном настроении. Погруженные, между прочим, в разнообразные прозаические дела и бытовые обязанности. Иногда, внимательно прочитав и хорошо подумав, иногда, проглядев в полглаза и второпях. По-всякому.

Общий тренд при этом, безусловно, сохраняется, но каждый конкретный пазл может складываться и довольно случайным образом.

Короче, любое жюри это своеобразный Хор Корифеев.

А представьте, насколько слаженно будет звучать хор, в котором каждый участник сам себе интерпретатор.

(Кстати, изначальное определение «Корифей осуществлял контакт между актерами и хором, он двумя-тремя стихами подводил итог услышанному монологу, или сообщал о приходе нового персонажа, или напутствовал уходящего…» хорошо подходит и  комментаторам-обозревателям).

Нет, это мне так кажется. А как оно на самом деле …

Остается радоваться ТОПам. Или недоумевать.

Звучат вопросы – А почему член Жюри в свой ТОП включил один текст, а при голосовании предпочел ему конкурента по паре.

Которого в свою очередь в ТОП не включил.

Уже разъяснялось, что ТОП составлялся черт знает когда, а голосование происходило значительно позже. К этому моменту могло измениться многое (см. выше).

Еще одно наблюдение. Иногда в обсуждении возникают долговременные и вяло текущие дискуссии по отдельным поводам. Мне кажется, что порою комментаторы, да и обозреватели за деревьями не видят леса.

По какой причине? А потому, что там этого леса вообще нет.

И тогда какой смысл обсуждать, почему то или иное дерево растет криво вправо или влево?

А, когда этот лес и, причем серьезный лес, имеет место, то обсуждать отдельные его подробности тем более нет особого смысла. Разве что из любви к искусству.

Но есть и хорошая новость.

Осталость недолго ждать, и уже с полуфиналов к судейству подключатся такие авторитетные члены Жюри, как Ольга Ермолаева и Александр Кабанов.

Лично я надеюсь, что им будет по силам повернуть вектор пристрастий наших судей градусов так на 360.

 

Различия между Кубком и Чемпионатом

Пару слов об этом.

Конечно, статистики еще мало, на прошлогоднем Кубке победили, условно говоря, Бабушки. А на весеннем Чемпионате этого в финале года сошлись два, как ни крути, очень крутых текста.

К чему идет дело сейчас? Сами видите.

 

Что у нас в четвертьфинале

В четвертьфинале у нас (по моим представлениям) два ну очень локальных текста, полтора концепта и четыре вполне достойных лирических произведения.

По парам.

Многие (очевидно, и сам автор «Осени») считают, что одолеть такого монстра как «Last post» практически невозможно.

Я бы не был столь категоричен. У скромной «Осени» есть свои шансы.

Именно, в силу ее скромности и непритязательности.

«Last post», как по мне, очень уж громоздок.

Чувствуется, что автор при написании проделал большую работу. Проделал определенную работу. Проделал большую определенную работу.

Но текст воспринимается как-то натужно.

Вспоминаются строки Евгения Винокурова: «…скосив белки и шею наклоня, ворочать маховик …».

Можете бросать в меня, чем угодно, но мне только один раз и не с первой попытки удалось дочитать этот текст до конца.

 Во второй паре сошлись непритязательный и очевидный концепт «Стекольщика» с неумираемой «Раей».

А вот интересно будет, если в финале схлестнутся ни на жизнь, а на смерть «Рая» и «Осень». Маловероятно. Относительно «Осени».

(Непонятно, правда, за что обидели «Дядю Петю». Вместе с «Раей» это была бы впечатляющая финальная пара).

Пока же «Рая» уверенно сокрушает своих конкурентов. Ей все нипочем.

И, если вокруг «дробя» в «Огородном» устроили настоящие «Дикі танці», то «Рае» в заключительной ударной строфе легко сходит с рук рифма «желтеет – девять».

Фаворит, однако.

В двух последних парах четвертьфинала оппоненты куда более равные.

Я бы мог назвать своих симпатиков, но, суеверно боюсь, что это сыграет против них.

Пока, наверное, хватит …

 

P. S.

Да, сообщу, что вчера у меня вышла книжечка:

Гутковский Владимир. «О других и о себе. Предисловия. Рецензии. Эссе: Лирическая аналитика». – К.: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2013. – 172 с. Тираж 300 экз.

Почему я упоминаю об этом?

Дело в том, что на весеннем Чемпионате меня очень впечатлила подборка Ани Гераскиной «Слушайся старших». Официальных лавров она не снискала, а я написал об этой подборке материал «Письма с этого света».

Но опубликован на портале он был в межсезонье и наверняка прошел мимо внимания читателей, да и автора тоже.

Теперь я включил его и в свою книжку.

_________________________________

 

Вадим ГЕРМАН

German_Vadim
 

ГОВОРИ О ГЛАВНОМ...

А давайте поговорим не о качестве стихотворений, дошедших до четвертьфинала, поговорим о том, что эти стихотворения нам подарили.

Взгляд другого человека – это всегда подарок; если ты на некоторое время смог подняться над своими вкусами, жизненным опытом и пристрастиями, то это – даже больше – это ... благодать. И, быть может – испытание: отдать кусочек места в своей душе для доселе непривычного. Если, конечно, ты сможешь это сделать, и если это стоит усилий. А потом стоит поразмыслить, что дало тебе такое принятие.

"Last Post" – незаурядное стихотворение, один из кандидатов в победители конкурса, написано мастерски. Отчего же, несмотря на это, при его неоднократном прочтении, у меня возникло чувство отторжения, неприятия?

Стихотворение «цепляет», оглушает, его строчки болезненно-резки, подробности чрезмерны. Все работает на то, чтобы вызвать острое неприятие самого факта войны, большой человеческой мясорубки. Вот – сам не удержался, применил метафору, сходную с метафорами стихотворения. Четвертая строфа отличается от первых трех – в ней автор «раскрыл», ввел в действие стихотворения героев, которым он посвятил стихотворение. Переход от большого к малому, разрядка напряженности в стихотворении? Персонажи не безлики – мы узнаем, что Мак-Крей страдает астмой и пишет стихи, что Хелмер молод и живет в Оттаве. Но все же герои описаны схематично, хотя уже выделены из общего кроваво-серого фона ужасов войны. Дальше – две строфы действия. Пятая по счету – выдержана в той же намеренно кровавой тональности. После спокойной четвертой – выглядит возвращением к оглушающим подробностям. И шестая – апофеоз.

«...Взводы хрипят, эскадроны несутся вскачь.
Полупрозрачной походкой неуставнoю
по облакам шагая, идёт трубач,
в небо летит и играет сигнал отбоя.»

Аллюзия? Намек на Мененские ворота в Бельгии, где ежедневно в восемь часов вечера трубачом у ворот исполняется сигнал отбоя? Этот факт, как мне кажется, не настолько общеизвестен в странах СНГ, точно так, как малоизвестны на Западе значимые в странах бывшего СССР мемориалы...

Это, кстати, для меня стало еще одним минусом стихотворения – почудился (простите, автор!) некоторый интеллектуальный снобизм – «я знаю стихотворение «На полях Фландрии», я могу оперировать значимыми для европейца понятиями»... И не в том дело, что своих – жальче. Хотя для каждой нации, каждого этноса, это, простите, так...

Но вернемся к стихотворению. Кроме тонкого намека заключительной строфы, складывается ощущение некоторой рассеянности в окончании стихотворения. Автор оставил читателя в оглушенном состоянии, оставил его наедине с теми подчеркнуто грубыми и кровавыми метафорами и подробностями стихотворения, которые должны быть подвижкой к катарсису, очищению. Сдержанный пафос последней строфы не выводит прочитавшего стихотворение из состояния шока.

У меня сложилось ощущение, что автор намеренно бросает читателя. Но что делать с ним в этом состоянии? Ответа я не увидел...

Каждый автор надеется(и я надеюсь вместе с ними), что стихотворение, достигнет как можно большего круга читателей. Исходя из этого, как мне кажется, надо принимать в расчет ответственность за свое детище, за то, «как слово наше отзовется». И, как мне кажется, это самый большой Гамбургский счет.

В этой паре на меня большее впечатление произвела «Осень» - негромкое стихотворение, проникнутое все же глубиной и важным - по крайней мере, для меня - философским смыслом. К нему хочется вернуться, перечитать, подумать.

Конечно, это крайне субъективное впечатление, но это впечатление – мое.

Быть может, тому виной осенний возраст, и члены большого жюри сделают иной выбор – сейчас я хочу говорить о своих впечатлениях.


Во второй паре сошлись стихотворение, в одном из которых я увидел больше, чем этого хотел бы автор, и второе, для которого моральный заряд гораздо более значим, чем обвинения в излишнем драматизме и использовании «приемов ниже пояса». Оба стихотворения мне запомнились. «Чего же боле?»(с)

Думаю, они запомнились не только мне, и в этом, кажется, главный приз конкурса – не кануть в братскую могилу сотен и тысяч стихотворений, которые получат несколько(может быть, несколько десятков) однотипных отзывов, и будут благополучно забыты – под общей звездой «поэтов начала тысячелетия»...


В третьей паре – вечные вопросы, вечные ответы. Стихотворения претендуют на несколько большее, чем. И с точки зрения воздействия на меня, выделяю «Остынет ветер...».

Я в нем увидел больше близких для меня образов, оно мне ближе, чем его очень достойный собрат. Я буду перечитывать это стихотворение. С удовольствием, в разное (не только элегически-грустное) настроение.

Но помнить буду оба замечательных текста.


Точно так же и потому же, «Песни...» для меня сегодня больше значимы, чем «С её приходом...».

Они важны для меня – и своей поэтикой, и своим мироощущением, и чужим, но все равно притягательным взглядом.

Наверное, самый большой страх человека – страх перед смертью, перед собственным умиранием.

Отойти от этого страха, стать на краю древней пустыни и почувствовать родство с тем, что было миллионы лет назад и с теми, кто придет через миллионы – в этом я вижу дерзость не только поэтическую...

Текст этот, как и в случаях с «Осенью», как и в «Остынет ветер...» - не только задает вечные вопросы или поднимает вечные темы, оно показывает отношение героя, автора к этим темам.

Пусть в жизни поэт, написавший стихотворение, будет желчным, неприятным в общении – я люблю его таким, какой он - в его произведении. Порой – сильный, гордый, на «ты» с вечностью, порой – печальный и растерянный. Он рядом. Он делится со мной сокровенным, своими мыслями и чувствами, и он не боится этого.

Не игра слов, не ловкий прием заезжего кашпировского с целью поразить и заставить, но разговор. И в этом –справедливость автора – « я тебе доверяю, пойми мои мысли».Он делится, он добивается принятия. И если не получается, герой огорчен, но пытается снова – поговорить. Герой зовет в свой мир, он протягивает его – как душу, как пуговицу, он ищет своего собеседника – быть может, в погребе, быть может, на краю воды, на краю пустыни. Он человечен. И ради этой искорки мы идем навстречу.

Соревновательная часть конкурса – всего лишь игра, и я намеренно говорю сейчас о значимости стихотворений для меня, а не делаю прогноз по решению Большого Жюри – там, безусловно, достойные люди выбирают из пар, которые составил слепой жребий.

Выбирают, ориентируясь на свои литературные предпочтения в каждом конкретном случае – оттого ТОП-10 может отличаться от выбора в паре – в ТОПе критерии отбора несколько иные.

В этом маленьком обзоре я пытаюсь исходить не из сиюминутного восприятия текста, и даже не из того, чье мастерство впечатлило меня – это попытка увидеть стихотворения Кубка несколько отстраненно, как если бы я прочел стихи, выражающие мечты и чаянья, устремления и мысли целого поэтического поколения.

И я отношусь к этой идее очень серьезно – ведь Кубок и Чемпионат, а, в общем – портал, уже стал не просто престижным клубом – он выявляет тенденции. И, порой, закрепляет эти тенденции.

Быть может, это достаточно смелая попытка – попытаться перейти от конкретных текстов к общему, рассматривать стихотворения – как разговор, как послание «городу и миру», но попытаться, как мне кажется, стоит. То, что вы сейчас читаете – это мой взгляд и мои ощущения, индивидуальное восприятие стихотворений шорт-листа Кубка. Мне хотелось бы услышать, что думают об этом члены Большого Жюри, наши постоянные уважаемые комментаторы, члены Оргкомитета – на фоне достойных стихотворений поговорить о поэзии и поэтике сегодняшнего дня. Исходя из того, что пишем мы – все же для вечности. Как бы пафосно это не прозвучало.

Раз уж начал разговор с Богом – говори о главном.

В.Г.

 

 


      СПИСОК  32 ВАДИМА ГЕРМАНА.

       Внимательно перечитал все выделенные мною стихотворения – и те, кого взял в свое «Избранное», и кандидатов в него. Всего, в этом обобщенном списке оказалось 64 стихотворения. Убрать  пришлось ровно половину.

       Что же, Жюри Оргкомитета пришлось еще тяжелее. Порой вычеркивал стихотворения из списка скрепя сердце, будь моя воля, еще несколько стихотворений я бы доставил – но правила есть правила. Не скажу, что все стихотворения совершенны; далек от мысли, что будет максимальное совпадение со списком жюри. Но в список попали те стихотворения, которые я перечитал с удовольствием, которые перечитаю еще раз.

        Одно маленькое замечание: я искренне считаю, что полное совершенство (если оно достижимо) холодно и отстраненно. Не сочтите излишне романтичным, но очень часто мы сильнее любим за недостатки. Холодность совершенства мраморных статуй не заставит биться сердце так, как родинка на щеке любимой женщины.

        Авторы стихотворений, не попавших в список – не огорчайтесь. Здесь, на этом конкурсе вы нашли новых суровых и не очень читателей, прошли нелегкий 1 этап с волнением, тревогой и ожиданиями. Я надеюсь увидеть Вас ещё  - на Чемпионате Балтии и Кубке следующего года. Те стихотворения, что попали в расширенный список, но не попали в окончательный – быть может, с Вашими стихотворениями мы еще встретимся – у меня намечены 2-3  «утешительных «обзора, в которых буду говорить о том, что понравилось, а что нет в стихотворениях, не вошедших в «официальный» список.

     Уважаемое Жюри Оргкомитета! Я вас очень уважаю и преклоняюсь перед вашим тяжелым трудом. Надеюсь, вы простите, что я буду на Вас ругаться после того, как прочитаю сведенные итоги Вашего выбора. Есть у меня любимые стихотворения, которые думаю, не попадут в Ваш список, так что повод будет обязательно. Не обращайте внимания – ругаюсь я любя. Хотя кое-кто из вас этого заслуживает (но это я заранее).А, быть может, случится чудо – и мы полностью совпадем. Так что – жду чуда.

     И два слова – всем и обо всем. Этот Кубок – другой, иной, чем в прошлом году. На том же высоком уровне организация,  замечательна работа Оргкомитета,  на недосягаемой высоте доброжелательность и обаяние нашего всеми любимого ео. И все же – он чуточку иной. Наверное. Оттого, что мы  все взрослеем. И, как говорится, дай Бог.

На этом обзоры первого тура заканчиваю, Ваш – Герман.

 

1.     Конкурсное произведение 7. "Да кому они песни глубоких рыб..." 

2.     Конкурсное произведение 19. "Заблудившийся автобус" 

3.     Конкурсное произведение 28. "Сиротство по-киевски" 

4.     Конкурсное произведение 31. "Рая" 

5.     Конкурсное произведение 34. "Рим идет" 

6.     Конкурсное произведение 35. "Дили-дом" 

7.     Конкурсное произведение 37. "Огородное" 

8.     Конкурсное произведение 42. "Минц" 

9.     Конкурсное произведение 51. "К Рождеству" 

10.                     Конкурсное произведение 61. "Вавилон-сутра" 

11.                     Конкурсное произведение 70. "Фиби" 

12.                     Конкурсное произведение 78. "Голос в семь утра" 

13.                     Конкурсное произведение 79. "Выбраться отсюда на неделю..." 

14.                     Конкурсное произведение 89. "Мы ели ремонтантную малину..." 

15.                     Конкурсное произведение 93. "Матросов-джан" 

16.                     Конкурсное произведение 109. "Брачное объявление виноградной улитки" 

17.                     Конкурсное произведение 114. "Дорожное" 

18.                     Конкурсное произведение 126. "Опричники окраин" 

19.                     Конкурсное произведение 128. "Ливень" 

20.                     Конкурсное произведение 132. "Черновик неответа" 

21.                     Конкурсное произведение 136. "Осень" 

22.                     Конкурсное произведение 139. "На порубежье веры" 

23.                     Конкурсное произведение 156. "Гойя" 

24.                     Конкурсное произведение 189. "Забытый" 

25.                     Конкурсное произведение 192. "Стекольщик" 

26.                     Конкурсное произведение 200. "Сан Палыч" 

27.                     Конкурсное произведение 205. "Материнская любовь" 

28.                     Конкурсное произведение 219. "Заблокированное"

29.                     Конкурсное произведение 237. "Суд" 

30.                     Конкурсное произведение 244. "Точка-точка-запятая" 

31.                     Конкурсное произведение 271. "Инь по-русски" (из цикла «Лексикон») 

32.                     Конкурсное произведение 279. "Московское море" 

 

 

До встречи во втором туре! В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

.