09 Мая, Четверг

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Владимир Гутковский - Вадим Герман. Диалоги обозревателей. «Будем знакомы!». Кубок - 2013. Тур - 1-й. Встреча четвертая.

  • PDF

German_Gutkovski_2 Если бы они писали стихи -  они бы их не писали. Если бы они читали стихи - они бы их не читали. Если бы они хотя бы раз увидели администратора нашего портала - они бы его побили. А в остальном - они самые обычные люди, как ты, маман и Вольтер... Вадим Герман и Владимир Гутковский  продолжают обозревать конкурсные подборки 1-го тура "Кубка Мира - 2013".

 

Владимир Гутковский – Вадим Герман

Диалоги обозревателей

«Будем знакомы!»


Нас часто  спрашивают:  В Г и В.Г. –это разные люди, или – это один литературный обозреватель, вознамерившийся получать в два раза больше благодарностей от обозренных авторов? И мы дружно, уверенно отвечаем: нет! Нет такого человека! Это стремление литературы к чему-то высшему, возвышенному, абсолютно точному. Это – мечта. Это - панацея от графомании и прочих Маней. А Киев и Минск, две братские столицы, спорят, какую из них назвать местом духовного пристанища звезды современной критической мысли, не догадываясь, что это – мираж, фикция, вечное стремление человечества к совершенству…


Четвертая двадцатка


Конкурсное произведение 61. "Вавилон-сутра"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Мне нравится все. Включая таджика. Может быть, потому, что в Киеве пока не наблюдается их засилия.

Рекомендовал бы.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Интересное стихотворение. Я как-то почувствовал его – не слова стихотворения, а вот – весь стих целиком – город миллионов людей, сотни языков – город героя, таджика, кошки и маленьких изумрудных человечков с созвездия Гончих псов. Здесь легко провалиться в витрину, даже – утонуть в ней, здесь слова из кинофильма можно намотать на палец, как локон, здесь можно даже найти счастье – выдернув предохранитель… Мне понравилось, хоть я и не люблю Вавилон….


Конкурсное произведение 62. "Украденное солнце"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

А так ничего текст. Со своей правдой. Которая вполне соответствует его стихотворному качеству.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Понравилась легкость стихотворения, его свет – несмотря на пасмурную погоду вокруг литгероя…Или это дождь -  литгерой, а тот, кто записывает его жалобу – просто – автор?


Конкурсное произведение 63. "Когда нам будет лет по девяносто"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Безнадежная надежда, безыскусная картинка. Оптимизм, конечно, может помочь, пусть по мелочам. Это все стоит обсуждать.

Но мы-то здесь должны говорить о стихах. И де они?

ВАДИМ ГЕРМАН:

Бардовская песня. У костра, под гитару…Не больше, но и не меньше. Если бы не оставленные на столе телефоны – вполне могла оказаться песенкой из шестидесятых ,не слишком популярной, но вполне пригодной для свойской кампании..


Конкурсное произведение 64. "Златоглазка"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Что-то есть. Настроение, например. Но, что такое «Затвердившийся ад», я не понимаю.

То есть, смысл понимаю, а его словесного оформления не принимаю.

И «плата – пощады» еще …

ВАДИМ ГЕРМАН:

Как-то смутно. Про «Затвердившийся ад»  - поддерживаю, непонятно…И еще непонятно  - «тоска - за привязанность плата» - как это относится пусть к полезному, но довольно неприятному насекомому? Ладно, домовой грустил без хозяев, ладно, даже мыши грустили, сам дом – страдал…Всему верю, маленькому зеленому насекомому – нет.


Конкурсное произведение 65. "На смерть поэта"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Нравоучительно. И довольно мучительно. Читать.

ВАДИМ ГЕРМАН:

С огоньком, задором начатый текст, заканчивается твердым таким нравоучением. Почти басня Михалкова… Очень не понравилось…


Конкурсное произведение 66. "Операция"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Все чересчур путанно и запутано как для рядового читателя. Такого как я.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Пытался вдуматься, принять этот текст в себя. Не вышло. Можно, конечно, разобрать и объяснить каждую строчку, пояснить себе и другим, что имел в виду автор…Но и разбор и пояснение будут – через силу, без удовольствия, без принятия этих образов…Не легло,  не понравилось.


Конкурсное произведение 67. "Ночное гадание"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Отметил бы, как удачный прием, начало строки следующей строфы в последней строчке предыдущей. Но только в третьей и четвертой строфах. Было бы интересно, если бы он (этот прием) был последовательно поведен через весь текст.

В остальном не вижу, чем № 67 превосходит предшествующие 66 нумеров.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Ощущение, что  автор, начиная стихотворение, не знал «куда кривая выведет». Оттого и разноплановые образы, разные приемы в построении строф, и некоторый сумбур в пересказе мыслей…Но это мое мнение, случившееся от прочтения стихотворения.


Конкурсное произведение 68. "Я зимовал по щиколотку в снегу"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Не знаю. Боюсь, что за отсутствием гербовой придется писать на простой. В смысле, обращать внимание и на этот текст. И на такие. Но будем уповать …

ВАДИМ ГЕРМАН:

Текст, который мне очень бы хотелось увидеть в «чистовом варианте». Для себя, мысленно выкинул третью строфу. Ничего, в сущности, для понимания текста(и литгероя) не изменилось, исчез только образ оскалившего зубы коня…пардон, цыгана ( а в голове – действительно, обезумевший конь). Но – сразу при этом оказалось, что в трех оставшихся строфах – снег. Убрал первую строфу – опять, по сути, ничего не изменилось. Оставшиеся три строфы – выдают вполне таки начатое и законченное стихотворение. И наконец…Вы угадали. И без последней строфы стихотворение читается, и выглядит вполне законченным… Тали права – ДДТ…Хорошо это или плохо, я не знаю, при каждом повороте этого кубика Рубика акцент несколько смещается… А вот один из основных критериев, по которому я делаю выбор – «запоминаемость» текста (смогу ли я вспомнить текст по образам, настроению, спустя время после прочтения) – не работает…не складываются образы в единый гармоничный рисунок…

Конкурсное произведение 69. "До свидания"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

В предыдущем тексте сплошные «каки», в этом переизбыток «ябов».

Свою жизнь я, конечно, узнал, но никогда бы не решился так написать о ней.

Горевать надо сдержаней.

ВАДИМ ГЕРМАН:

А я вот не увидел здесь горя… Я увидел то же, что в предыдущем стихотворении – возможность выкинуть любую строфу без  особой потери. И здесь – не увидел гармонии, а только желанием автора соединенные в одно блюдо разные (порой яркие) компоненты. Винегрет.


Конкурсное произведение 70. "Фиби"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Давно я ждал крупных форм. И вот, наконец, дождался.

Не могу сказать, что испытал 100% - ное удовлетворение, но замысел, безусловно, впечатляет. Никогда не был по ту сторону дефибриллятора. Увидеть взгляд с той стороны, из-за, услышать и тех, кто возвращает нас к жизни, конечно, интересно.

Безоглядным болельщиком не стану, но следить буду.

До самого конца.

И потом форма …

ВАДИМ ГЕРМАН:

Однозначно – в избранные и рекомендованные. А долгую конкурсную жизнь этому стихотворению предрек уже Владимир Матвеевич…А вот во втором туре я это стихотворение и разберу и (местами) отругаю…И это не парадокс – нестыковки в нем есть – но симпатичные…(если не попадет во второй тур – все равно разберу.)


Конкурсное произведение 71. "Из ковчега"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Не мое дело выяснять, соответствует ли текст положениям конкурса.

В любом случае он показался мне излишне многословным.

Что, на мой взгляд, ослабляет его эмоциональное воздействие. На меня.

Но опять же крупная форма …

ВАДИМ ГЕРМАН:

Снято с правом замены…


Конкурсное произведение 72. "Последний"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Вот авторы, пользуясь снисходительностью Оргкомитета, исправляют ошибки, описки, добавляют знаки препинания и их же вычитают.

Интересно, а найдется ли автор, у которого хватит смелости, попросить заменить весь текст на более классное подражание ему от перемешников?

ВАДИМ ГЕРМАН:

Осентябренный, октябриный и вот – «ноябревое  летоисчесленье» Авторы,  Вы меня дразните? Соединяете в одном стихотворении строчки, образы и находки уже прозвучавшие(порою – век назад и больше), добавляете перчика и кормите этим блюдом? А вот пародия на этот текст написана блестяще!


Конкурсное произведение 73. "По течению"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Это и называется – резать правду в матку.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Уважаемые поэты! Если Вы твердо уверены, что одно из трех Ваших стихотворений на Кубке – гениально и непобедимо, можно для того, чтобы расслабиться, выставить парочку этюдов. На тему – «22 г плюс 16 ш, с моралите на  3 строфы». Но, пожалуйста, ставьте при этом ремарку – «всерьез не рассматривать».Мне жаль своего времени.


Конкурсное произведение 74. "Последняя любовь"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Проделана определенная работа. Продемонстрировано тринадцать свежих рифм к «годУ».

«Что тоже, как подумаешь …».

И я писал: «Сегодня я на один день пережил своего отца …». Главное, чтобы все соответствовало действительности.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Я и комментарии скоро начну писать – парами. Или это вирус какой-то – демонстрация «мастерства» на мелкотемье?


Конкурсное произведение 75. "В сквере, выбритом наголо..."

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Крайне неровный текст. Потому и не равный самому себе.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Продолжу мысль Владимира Матвеевича – и его недостатки особенно четко проявляются рядом со стихотворением Алены Рычковой…Четвертая и пятая строфы слабы, невнятны, первые три – лучше, но нет развития стихотворения…Если в первом катрене умерло лето –  во втором – легкий (почти невесомый ) намек на осень, в третьем катрене – зима, снег то…Или – обыгрывается тема преступления – намеки – выбритый наголо сквер, тело лета, опять же..где продолжения? Вся стена обвешана ружьями, которые так и не выстрелили…


Конкурсное произведение 76. "Справедливости нет"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

И кто бросит в лиргероя камень? Лучше не будем ему мешать в такой момент раздумий о вечном.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Когда среди серьезных стихотворений я встречаю улыбку – мне это нравится. Но конкурс, все же, не на лучшее ироническое-сатирическое-юмористическое произведение…а порой кажется, что именно такой – слишком много улыбок, ухмылок и ерничания.  Думаю, знаю автора, его(её) манеру и стиль.Ироничные стихи. Всегда и везде. И ей (ему) они удаются. Стихотворение забираю к себе, но не в золотой фонд конкурса, а в свою копилку стихов этого автора.


Конкурсное произведение 77. "Может, хватит..."

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Ну, да, ну да … Нуда. Из ниоткуда в никуда.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Никуда это стихотворение не беру. Так что – тоже из ниоткуда в никуда.


Конкурсное произведение 78. "Голос в семь утра"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Почему нет? Для тематического разнообразия.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Пожалуй, возьму в кандидаты…Прочту еще раз на досуге, чтобы определится что это. Пока, по ощущениям – все же ближе к пародии, чем к «потоку сознания», хотя…Есть же героический Чебурашка у Бориса Панкина…


Конкурсное произведение 79. "Выбраться отсюда на неделю..."

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Текст набирает и набирает силу на протяжении всей своей протяженности.

Хочу рассматривать дальше.

ВАДИМ ГЕРМАН:

Понравилось. В прошлом году я сетовал на недостаток хороших лирических стихотворений, в этом году на это обижаться, чувствую, не буду…


Конкурсное произведение 80. "Прощание"

ВЛАДИМИР ГУТКОВСКИЙ:

Оценил это стихотворение еще до того, как увидел сомнения комментаторов и разъяснения Оргкомитета. Но уже с новым названием.

Мой голос «за».

ВАДИМ ГЕРМАН:

Красивая элегия. Не сказал бы, что стихотворение легкое, и уж совсем – не пустое. Оценивать, все же, не берусь, как жанр – не близко к моему восприятию, но не отдать должное автору не могу. Оставляю на откуп Владимиру Матвеевичу, и целиком полагаюсь на вкус жюри.


Резюме от Вэ. Мэ.

Я бы рассматривал бы (если бы рассматривал я) в качестве кандидатов для прохождения в следующий тур тексты под номерами 61, 70, 79, 80.

(Ясно, что эти рекомендации носят предварительный характер. После ознакомления со всеми конкурсными текстами список, естественно, будет откорректирован).


И реплика в сторону

Могу высказать предположение, что обозреватели отчасти умышленно демонстрируют разные подходы и несовпадения взглядов относительно отдельных произведений.

Дабы вызвать еще больший интерес у авторов и читателей.

Но могу и не высказывать …


Резюме от Германа:

Понравились стихотворения №№ 61,70,79…Кандидат - №78.

И парная реплика в другую сторону:

Разные подходы – все же несколько разный темперамент и несколько разные вкусовые пристрастия – одному ближе галушки, другому – бульба… А, быть может, пристрастия одинаковы, просто один читает подборки утром, другой – вечером. Будет интересно сравнить с мнением жюри, читающим подборки по ночам…

 

 

 

 

 

 


.